ПОЧЕМУ СЕМЬЯ НЕ ВСЕГДА МОЖЕТ СПРАВИТЬСЯ С ВОСПИТАНИЕМ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА?

Будущие приемные родители опасаются,  что опыт усыновления может быть негативным. Почему так происходит?

Жаппар Акбота Темирбайкызы, к.пс.наук,

руководитель Психологической службы  ОФ “АНА ҮЙІ”

Воспитание приемного ребенка имеет ряд особенностей, о которых родители не всегда знают. В первую очередь это связано с тем, что в семью чаще всего ребенок приходит из интернатного учреждения – детского дома или дома ребенка. Проживание в детском доме накладывает свой отпечаток на психическое и физическое развитие ребенка. Чаще всего это ребенок, переживший ряд лишений. В первую очередь – это недостаток полноценного родительского внимания. Нередко этот ребенок, несмотря на свой малый возраст, перенес серьезные психологические травмы. Самая тяжелая из них – утрата, отвержение, предательство близких людей. Это испытание, с которым и взрослому человек сложно справиться, а в детской психике оно оставляет неизгладимый след.

Кроме того, условия жизни ребенка в детском доме, даже если он получает хорошее питание и внимательный медицинский уход, организовано таким образом, что у него нет близких людей. В его жизни очень много взрослых, от которых он получает внимание, но нет ни одного близкого взрослого, который бы стабильно, ежедневно присутствовал в его жизни и с кем ребенок мог бы установить прочную эмоциональную связь, получить опыт особых отношений.

Указанные ситуации в жизни ребенка приводят к травме привязанности, которая имеет ряд последствий. Исследования показывают, что нарушенная привязанность может проявляться в виде физического и интеллектуального отставания ребенка от возрастных норм, а также же в виде эмоциональных и поведенческих трудностей.

Физическое развитие ребенка довольно быстро корректируется, когда он оказывается в благополучной семейной обстановке и родителям легче этого достичь. Но  эмоциональные и поведенческие трудности могут оказаться для неподготовленного родителя полной неожиданностью.

Нарушенная привязанность может проявлять себя по-разному, в зависимости от того жизненного опыт, который был у ребенка. Это может быть избегание близости, эмоциональная отстраненность, агрессивность, неразборчивость в связях или же полная зависимость от взрослого, острые эмоциональные реакции на любые ситуации расставания. Здесь приведен лишь небольшой перечень поведенческих нарушений, с которым могут столкнуться родители и которые тоже преодолимы, но требуют времени, терпения и особых воспитательных компетенции. У приемного родителя должны быть знание и навыка того, как нужно действовать в той или иной ситуации, что говорить ребенку и как говорить. Это багаж, который должен быть у каждого приемного родителя к тому моменту, когда в вашу семью придет ребенок.  Школа приемных родителей является возможностью пополнить этот багаж, научиться создавать для ребенка безопасную, благоприятную среду, в которой он сможет залечить свои прошлые травмы и обрести близких людей.

Предстоит пройти сложный путь адаптации и ребенка в семье, и адаптации приемного родителя. Этот путь трудно пройти в одиночку, опираясь только на прошлый жизненный опыт. Воспитание приемного ребенка требует специальных знании, а нередко и профессиональной помощи специалистов, которые помогут вам справиться, не утратив веру в собственные возможности, помочь ребенку научиться доверять вам и быть счастливым.

Фото: ru.freepik.com

Написать комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя
Please enter comment.