Будущие приемные родители опасаются, что опыт усыновления может быть негативным. Почему так происходит?
Жаппар Акбота Темирбайкызы, к.пс.наук,
руководитель Психологической службы ОФ “АНА ҮЙІ”
Воспитание приемного ребенка имеет ряд особенностей, о которых родители не всегда знают. В первую очередь это связано с тем, что в семью чаще всего ребенок приходит из интернатного учреждения – детского дома или дома ребенка. Проживание в детском доме накладывает свой отпечаток на психическое и физическое развитие ребенка. Чаще всего это ребенок, переживший ряд лишений. В первую очередь – это недостаток полноценного родительского внимания. Нередко этот ребенок, несмотря на свой малый возраст, перенес серьезные психологические травмы. Самая тяжелая из них – утрата, отвержение, предательство близких людей. Это испытание, с которым и взрослому человек сложно справиться, а в детской психике оно оставляет неизгладимый след.
Кроме того, условия жизни ребенка в детском доме, даже если он получает хорошее питание и внимательный медицинский уход, организовано таким образом, что у него нет близких людей. В его жизни очень много взрослых, от которых он получает внимание, но нет ни одного близкого взрослого, который бы стабильно, ежедневно присутствовал в его жизни и с кем ребенок мог бы установить прочную эмоциональную связь, получить опыт особых отношений.
Указанные ситуации в жизни ребенка приводят к травме привязанности, которая имеет ряд последствий. Исследования показывают, что нарушенная привязанность может проявляться в виде физического и интеллектуального отставания ребенка от возрастных норм, а также же в виде эмоциональных и поведенческих трудностей.
Физическое развитие ребенка довольно быстро корректируется, когда он оказывается в благополучной семейной обстановке и родителям легче этого достичь. Но эмоциональные и поведенческие трудности могут оказаться для неподготовленного родителя полной неожиданностью.
Нарушенная привязанность может проявлять себя по-разному, в зависимости от того жизненного опыт, который был у ребенка. Это может быть избегание близости, эмоциональная отстраненность, агрессивность, неразборчивость в связях или же полная зависимость от взрослого, острые эмоциональные реакции на любые ситуации расставания. Здесь приведен лишь небольшой перечень поведенческих нарушений, с которым могут столкнуться родители и которые тоже преодолимы, но требуют времени, терпения и особых воспитательных компетенции. У приемного родителя должны быть знание и навыка того, как нужно действовать в той или иной ситуации, что говорить ребенку и как говорить. Это багаж, который должен быть у каждого приемного родителя к тому моменту, когда в вашу семью придет ребенок. Школа приемных родителей является возможностью пополнить этот багаж, научиться создавать для ребенка безопасную, благоприятную среду, в которой он сможет залечить свои прошлые травмы и обрести близких людей.
Предстоит пройти сложный путь адаптации и ребенка в семье, и адаптации приемного родителя. Этот путь трудно пройти в одиночку, опираясь только на прошлый жизненный опыт. Воспитание приемного ребенка требует специальных знании, а нередко и профессиональной помощи специалистов, которые помогут вам справиться, не утратив веру в собственные возможности, помочь ребенку научиться доверять вам и быть счастливым.
Фото: ru.freepik.com